Среда, 15.05.2024, 14:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Сетевое сообщество ГМО учителей русского языка

Меню сайта
Сетевичок.рф
МОН РТ
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2015 » Октябрь » 5 » Инновационно-педагогический опыт по технологии «Проблемно-диалогическое обучение» учителя Монгуш Марии Арзылановны
16:41
Инновационно-педагогический опыт по технологии «Проблемно-диалогическое обучение» учителя Монгуш Марии Арзылановны

Скачать файл

Монгуш Мария Арзылановна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурака

 

Инновационно-педагогический опыт по технологии

«Проблемно-диалогическое обучение»

 

 Осуществляя комплексный подход к обучению русскому языку и литературе, использую различные инновационные технологии: проблемно-диалогового обучения, лекционно-зачётную систему, технологию использования в обучении игровых методов, метода проектов, здоровьесберегающие технологии. Эти технологии отработаны мною, приведены в систему и активно внедряются в практику.

 Использование инновационных технологий позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости по русскому языку и литературе и сохраняет устойчивый интерес к предмету на протяжении всех лет его изучения.

 Рассмотрим одну из педагогических технологий, направленных на формирование метапредметных результатов: технологию проблемно–диалогического обучения.

Актуальность. Сегодня в российской системе образования повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей ФГОС. Применение этой технологии позволяет достичь высокого уровня напряженности мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом.

Актуальность технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Данная технология является также здоровьесберегающей, так как исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.

Благодаря проблемно-диалогическому обучению у обучающихся развиваются пять универсальных компетентностей:

  - способность к исследованию;

  - способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;

  - способность принимать решения;

  - способность осуществлять принятое решение;

  - способность постоянно осваивать новые виды деятельности. 

Данная технология развивает не только ученика, но и учителя. Учитель вырастает как творческая личность, коммуникативный лидер, способный в современных условиях успешно решать сложные педагогические задачи.

Уроки, на которых дети сами определяют тему, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.

Технология проблемно-диалогического обучения становится сегодня приоритетным принципом образовательного процесса.

Результативность технологии заключается в эффективном развитии интеллекта и творческих способностей, повышении мотивации учения, создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика, воспитании активной личности, достижении высокого уровня обученности.

Результатами использования данной технологии являются активное участие моих учащихся в различных творческих и предметных конкурсах, где они занимают призовые места на республиканских, всероссийских и международных конкурсах. Дети свободно владеют русским языком, 90% грамотно выражают свои мысли устно и письменно.

 Инновационной направленностью данной технологии является то, что в процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Я организую работу таким образом, что ребята самостоятельно отыскивают нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им известно, а что еще надо найти. При таком методе работы внимание учащихся обращается не только на содержание усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной деятельности. В результате учащиеся под моим руководством самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации.

  И для учителя диалог на уроке — это, прежде всего, уникальный способ соприкоснуться с личными проблемами и размышлениями ученика. Для обучающихся это ощущение и понимание равенства со своим собеседником, что обозначает не равенство в знании, а равные права на ответственность за постановку и решение своего вопроса. Поэтому диалогичность — совместный поиск истины, форма и способ отношений, где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы, причем в рамках законов речевого поведения: взаимоуважения, взаимопонимания и сотворчества.

  Диалоговая форма обучения способствует глубокому и осознанному пониманию обучающимися предметного содержания, умению отделять знание от незнания, повышает интерес к предмету, основанный на коллективном творчестве в психологически комфортной обстановке. В результате чего создаются необходимые условия для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции. И это я считаю инновационной направленностью.

 

Методологическая база инновационной педагогической деятельности.

Автором технологии проблемного диалога является педагог, психолог, которая входит в группу разработчиков образовательной системы «Школа 2100» Елена Леонидовна Мельникова. Основу этой технологии составляет специально организованный педагогом диалог, обеспечивающий творческое усвоение знаний.

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на занятиях изучения нового материала, повторения или отработки навыка должны быть проработаны два момента: * постановка учебной проблемы и * поиск решения.

Постановка учебной проблемы – этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют дети в ходе специально организованного педагогом диалога.

Автор технологии Елена Леонидовна Мельникова в своей книге «Проблемный урок или как открывать знания с учениками» дает 4 этапа процесса творческой деятельности:

1.постановка проблемы;

2.поиск решения;

3.выражение решения;

4.реализация продукта.

Просмотров: 579 | Добавил: tyva_school_113 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz